Conservation | 1987 | / Personality / Subject / Subculture / | © Edward Ignatyev 2002 |
/ breakdance in ussr / "Альянс" / рождение "Todes" / танцующая "смерть" / "за сценой" / "бим - бом" / в музее уродов / как папуасы - москва / как папуасы - питер / open air / |
breakdance in ussr |
Танцуем брейк 1987
|
Почему же именно концерт-дискуссия?
Дело в том, что этой осенью уже прошел ряд фестивалей и конкурсов брейка
- первым был "Попугай-86" в Паланге,
затем состязания в Огрё (Латвия), в Таллине. Там были названы лауреаты,
распределены места, шла интересная борьба. Однако зрители, побывавшие на
тех конкурсах, признавались, что смотреть брейк - марафон нетанцующей публике
было скучновато - похожие движения, определенные приемы, а главное, что
зрители сегодня хотят не просто увидеть исполнителей нового танца, а и поговорить,
поспорить об этом направлении, узнать о нем больше. Что же такое брейк? Спорт или искусство? Мода или стиль? Оптимистичный танец или же, напротив- механический? Где можно научиться брейку? Не опасен ли он для здоровья. С какого возраста можно начинать занятия? Как относятся к новинке профессионалы, каково мнение специалистов разных областей? В поисках ответов на эти вопросы и были приглашены на сцену Большого концертного зала Дворца молодежи наиболее интересные, разноплановые брейк - группы, лауреаты трех прибалтийских фестивастей. Пригласили и специалистов. Пригласили к дискуссии и зрителей, которые, могли присылать записки, высказывая свою точку зрения. И зритель пошел на такое зрелище, на диалог о новом молодежном направлении - все шесть концертов был аншлаг, пришлось устроить еще и дополнительное представление, на котором в зале яблоку негде было упасть. На сцене тоже было "тесно" - каждая группа исполняла по одному-два номера и уступала место другим. А за кулисами все эти дни работала своеобразная творческая лаборатория - молодые танцоры учились друг у друга, разговаривали, знакомились. Выступив, никто не спешил в гостиницу, ведь самое интересное происходило для них здесь. Первая неожиданность - абсолютное большинство участников по статусу любители. Сегодня брейк-танец удел энтузиастов. Алексей Герулайтис из Москвы - программист, участники группы "Полоса движения" из столицы - школьники, среди танцоров группы "Тодес" есть курсанты военного института имени Можайского, преподаватели, студенты, группа "Альянс" вообще составлена только из учеников младших классов 191-й школы Красно-гвардейского района. А что же профессионалы? Увы, они отстают от интересов молодежной аудитории. В Ленконцерте в различных программах выступает группа "Терра мобиле", тоже вчерашние любители. Между тем помощи профессионалов сегодня ждут многие. Нет, даже не те, кто уже освоил этот танец, а куда больше, те молодые ребята, которые пришли на эти концерты и посылали множество записок с вопросами; где взять уроки брейк - танца, где учат его танцевать? Пока мы могли дать лишь несколько адресов. Приглашали тех, кому меньше 18, на Лиговский, 44, в клуб "Апрель", а также во Дворец культуры работников связи, называли адрес - Тамбовская, 63, где на ходится ДК железнодорожников и студия пантомимы (один из ее представителей, Виктор Тихоненков, выступил с номером "Механический человек"). Вот, пожалуй, и все адреса. Брейк появился на наших сценах совсем недавно, чуть больше года назад... И существовала определенная стена недоверия, как и ко всякой новинке молодежной массовой культуры. Но, кажется, брейк-волну удалось "укротить". Фестивали, конкурсы, внимание телевидения и молодежной прессы - все это не дало уйти брейку в подворотни и "бункеры". А такая опасность была, ведь в самом "танце ломаных линий" есть ветвь механистичности, бездушности, где главными атрибутами становятся движения роботов, черные ОЧКИ, кожаные перчатки. Эта ветвь была представлена на программе во Дворце молодежи, но лишь как одна из красок, отнюдь не главенствующая. Все-таки брейк - танец яркий, солнечный, многокрасочный, оптимистичный, спортивный. Вот главное впечатление от программы. Танец хорошего настроения. Танец живой, развивающийся на наших глазах. "Смена" уже писала о ленинградской группе "Пароход" и ее лидере, двухметровом танцоре Яне Смелянском. Зрители явно ждали их выступления, их юмористических, сюжетных номеров. "Пароход" вызвал аплодисменты. Однако и конкуренты не дремлют. Театр пластики из Калининграда был на этот раз убедительней, красочней ленинградцев в направлении сюжетного брейка. Но самую живую реакцию публика все-таки вызвали представители спортивного акробатического направления - ленинградский коллектив "Тодес", группа "Лаборатория импульсов" из Таллина и особенно группа Каунасского государственного института физкультуры, руководимая Альгирдасом Стравинскасом. Минисенсацией стало появление на сцене с сольным номером семилетнего Элтона Лембита из эстонского города Пярну, который демонстрировал чудеса техники, не уступая взрослым танцорам. Но как относятся к столь необычным фактам педагоги, учителя? Любопытно было услышать мнение директора 191-й школы Красногвардейского района Татьяны Сергеевны Копенкиной, той самой школы, откуда детская брейк-группа "Альянс". Директор высказалась за новый танец, рассказала, что "Альянс" много выступает но только в своей школе, но и перед подростками микрорайона, что это увлечение делает ребят спортивнее, дисциплинирует. Спортивность - этот момент все чаще назывался в диалогах на сцене, и логичным стал вывод ведущего программы Сергея Воробьева, что брейк-танец - это увлечение, это стиль, это спорт! На концертах - дискуссиях было много записок, вопросов в адрес "Смены". Были пожелания: разговор о брейке стоит продолжать. В ближайшее время мы расскажем о городском конкурсе, постараемся дать подробную информацию о студиях брейка. В будущем году в Ленинграде планируется провести Всесоюзную лабораторию спортивного танца - расскажем и о ней. Мы ждем ваших писем, ваших мнений о новом танце! М. Садчиков |